Атомоходы для Севморпути предлагают строить за счет грузоотправителей

В арктической транспортной системе грядут революционные изменения. «Росатом» готовит беспрецедентное решение: с 2028 года грузоотправители Северного морского пути могут столкнуться с новым арктическим инвестиционным сбором. Этот шаг может стать поворотным моментом в истории развития российского ледокольного флота, испытывающего острый дефицит финансирования для строительства новых атомных гигантов.
Драматическая ситуация разворачивается в кулуарах правительства, где активно обсуждается инициатива «Росатома». Предложение госкорпорации уже направлено регуляторам и предполагает введение дополнительной надбавки к существующей плате за ледокольную проводку через восточный сектор СМП. Каждая тонна перевозимого груза может стать источником финансирования будущего арктического флота.
Северный морской путь – стратегически важная артерия России, претендующая на роль альтернативы Суэцкому каналу. Однако суровая реальность Восточной Арктики ставит жесткие условия: проходимость маршрута ограничена несколькими месяцами в году, а существующий ледокольный флот работает на пределе возможностей. Мечта о круглогодичной навигации остается недостижимой без существенного усиления ледокольной группировки.
Ситуация накаляется: в ноябре 2024 года президент Владимир Путин лично обратил внимание на необходимость пересмотра тарифной политики в сфере ледокольной проводки. Это заявление прозвучало во время торжественного спуска на воду атомного ледокола «Чукотка», символизируя государственную важность вопроса.
Реакция грузоотправителей на потенциальные изменения неоднозначна. Крупнейшие игроки рынка, включая НОВАТЭК, «Норникель», «Роснефть», «Газпром нефть», «ГДК «Баимская»» и «Русская энергия», проявляют сдержанность, но настаивают на справедливом распределении нагрузки среди всех участников арктического судоходства.
Текущий атомный флот России включает семь титанов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал», «Таймыр» и новое поколение проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Дополнительно в строю находятся четыре неатомных ледокола «Росморречфлота». Однако этого явно недостаточно для амбициозных планов развития СМП.
Время работает против России: ветераны ледокольного флота приближаются к завершению службы. «Таймыр» должен уйти на покой в 2030 году, «Вайгач» – в 2031-м, «Ямал» – в 2033-м. Строительство новых судов идет полным ходом: «Якутия», «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград» и сверхмощный «Лидер» должны пополнить флот до 2030 года.
Амбициозные планы предусматривают расширение ледокольной группировки до 17 единиц к 2030 году и 18 – к 2035-му. Однако финансовая реальность вносит свои коррективы: правительство сокращает бюджетное финансирование, вынуждая «Росатом» искать альтернативные источники средств.
Санкционное давление существенно повлияло на развитие СМП: вместо планируемых 80 млн тонн грузов в 2024 году ожидается лишь 36,8 млн тонн. Тем не менее, прогнозы остаются оптимистичными: к 2030 году грузопоток может достичь впечатляющих 109,1 млн тонн.
Эксперты подчеркивают критическую важность стабильности тарифов. Надежда Малышева из PortNews настаивает на необходимости долгосрочного планирования: «Тарифы должны быть зафиксированы минимум на 7-8 лет. Только так грузоотправители смогут адекватно планировать свои инвестиционные программы».
Интрига сохраняется: сможет ли новый инвестиционный сбор стать спасательным кругом для арктического флота России, или это приведет к дальнейшему охлаждению интереса бизнеса к Северному морскому пути? Ответ на этот вопрос определит будущее российской Арктики на десятилетия вперед.
Татьяна Дятел, Наталья Скорлыгина
Источник: www.kommersant.ru