Пятница, 21 марта, 2025

Ледосбор: новая реальность Северного морского пути

Атомоходы для Севморпути предлагают строить за счет грузоотправителей

Без финансового участия грузоотправителей Севморпуть новые ледоколы не потянет, считают в «Росатоме»
Фото: kommersant.ru

В арктической транспортной системе грядут революционные изменения. «Росатом» готовит беспрецедентное решение: с 2028 года грузоотправители Северного морского пути могут столкнуться с новым арктическим инвестиционным сбором. Этот шаг может стать поворотным моментом в истории развития российского ледокольного флота, испытывающего острый дефицит финансирования для строительства новых атомных гигантов.

Драматическая ситуация разворачивается в кулуарах правительства, где активно обсуждается инициатива «Росатома». Предложение госкорпорации уже направлено регуляторам и предполагает введение дополнительной надбавки к существующей плате за ледокольную проводку через восточный сектор СМП. Каждая тонна перевозимого груза может стать источником финансирования будущего арктического флота.

Северный морской путь – стратегически важная артерия России, претендующая на роль альтернативы Суэцкому каналу. Однако суровая реальность Восточной Арктики ставит жесткие условия: проходимость маршрута ограничена несколькими месяцами в году, а существующий ледокольный флот работает на пределе возможностей. Мечта о круглогодичной навигации остается недостижимой без существенного усиления ледокольной группировки.

Ситуация накаляется: в ноябре 2024 года президент Владимир Путин лично обратил внимание на необходимость пересмотра тарифной политики в сфере ледокольной проводки. Это заявление прозвучало во время торжественного спуска на воду атомного ледокола «Чукотка», символизируя государственную важность вопроса.

Реакция грузоотправителей на потенциальные изменения неоднозначна. Крупнейшие игроки рынка, включая НОВАТЭК, «Норникель», «Роснефть», «Газпром нефть», «ГДК «Баимская»» и «Русская энергия», проявляют сдержанность, но настаивают на справедливом распределении нагрузки среди всех участников арктического судоходства.

Текущий атомный флот России включает семь титанов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал», «Таймыр» и новое поколение проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Дополнительно в строю находятся четыре неатомных ледокола «Росморречфлота». Однако этого явно недостаточно для амбициозных планов развития СМП.

Время работает против России: ветераны ледокольного флота приближаются к завершению службы. «Таймыр» должен уйти на покой в 2030 году, «Вайгач» – в 2031-м, «Ямал» – в 2033-м. Строительство новых судов идет полным ходом: «Якутия», «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград» и сверхмощный «Лидер» должны пополнить флот до 2030 года.

Амбициозные планы предусматривают расширение ледокольной группировки до 17 единиц к 2030 году и 18 – к 2035-му. Однако финансовая реальность вносит свои коррективы: правительство сокращает бюджетное финансирование, вынуждая «Росатом» искать альтернативные источники средств.

Санкционное давление существенно повлияло на развитие СМП: вместо планируемых 80 млн тонн грузов в 2024 году ожидается лишь 36,8 млн тонн. Тем не менее, прогнозы остаются оптимистичными: к 2030 году грузопоток может достичь впечатляющих 109,1 млн тонн.

Эксперты подчеркивают критическую важность стабильности тарифов. Надежда Малышева из PortNews настаивает на необходимости долгосрочного планирования: «Тарифы должны быть зафиксированы минимум на 7-8 лет. Только так грузоотправители смогут адекватно планировать свои инвестиционные программы».

Интрига сохраняется: сможет ли новый инвестиционный сбор стать спасательным кругом для арктического флота России, или это приведет к дальнейшему охлаждению интереса бизнеса к Северному морскому пути? Ответ на этот вопрос определит будущее российской Арктики на десятилетия вперед.

Татьяна Дятел, Наталья Скорлыгина

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости

Похожие новости

Военная прокуратура и Госдума расследуют задержку выплат раненому бойцу СВО из Екатеринбурга

Военнослужащий из Екатеринбурга, участвовавший в специальной военной операции, столкнулся с полуторагодовым противостоянием за положенные выплаты после тяжелого ранения. Проблему обнародовал депутат Госдумы Максим Иванов, назвав ситуацию показательной для системы социальной поддержки военных.Бюрократический ад глазами семьи военнослужащегоВесной 2023 года россиянин...

Музей Победы в Москве объединит поколения в честь флотов Великой Отечественной

21 марта Музей Победы станет площадкой для межрегионального форума «Юность России салютует великой Победе». Событие приурочено к юбилею легендарных морских наград — орденов и медалей Ушакова и Нахимова, а также направлено на освещение роли Военно-морского и гражданского флотов в...

Россия планирует привлечь 11 миллионов работников за пять лет при поддержке Минтруда и РСПП

В течение следующих пяти лет российская экономика потребует почти 11 миллионов новых специалистов — ежегодно необходимо привлекать порядка 2,2 миллиона человек. Об этом заявил министр труда Антон Котяков в ходе выступления на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).Стратегия...

Задержан мелитополец за передачу данных о российской армии ВСУ

Операция спецслужбСовместная операция ФСБ и Росгвардии в Запорожской области завершилась задержанием местного жителя. Мужчина организовал в сети сбор информации о перемещениях военной техники Российской армии для последующих ударов ВСУ.Как установили следователи, подозреваемый создал цифровую платформу для координации разведданных. Собранные...