Вячеслав Курицын о заключительных главах «Войны и мира»

В издательстве «Время» вышло новое исследование критика и литературоведа Вячеслава Курицына «Главная русская книга», посвященное анализу структуры и особенностей романа «Война и мир» Льва Толстого.
Эпилог великого произведения существенно отличается от традиционных финалов, где просто рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Здесь автор выходит на новый уровень повествования, предлагая читателю глубокие философские размышления.
Интересно, что философская часть эпилога написана не от первого лица — с читателем взаимодействуют некие абстрактные литературные силы. Толстой намеренно усложняет текст, заставляя читателя преодолевать различные препятствия в его восприятии. Примечательно, что страницы эпилога во многих экземплярах книги физически отличаются от остальных — они менее потрепаны, поскольку читатели часто пропускают эту часть.
Эпилог «Войны и мира» можно сравнить с «Черным квадратом» Малевича — оба произведения представляют собой выход в метафизическое пространство. Как и в случае с картиной, философская часть романа остается во многом непроницаемой — попытки свести все концы воедино не приводят к успеху.
В историософской части романа автор размышляет о силах, управляющих историческими процессами. Вначале выдвигается идея о том, что любое событие является результатом взаимодействия тысяч факторов. Однако постепенно эта мысль уступает место рассуждениям о неких высших законах.
Примечательно, как в эпилоге описывается движение народов с Запада на Восток и обратно. При этом конечная цель этого перемещения остается неясной. Но такая неопределенность вполне соответствует общей концепции произведения.
Роман демонстрирует, что в жизни редко что-то складывается идеально — будь то человеческие характеры, социальные отношения или личные интересы. Тем не менее, эта несогласованность не мешает жизни продолжаться, а порой даже способствует появлению чего-то прекрасного.
В эпилоге мы видим две внешне счастливые семьи, но и здесь присутствуют противоречия: споры между Николаем и Пьером, одиночество Николеньки Болконского, печальная участь старой графини. Намечаются новые конфликты, в том числе связанные с возможным участием Пьера в движении декабристов.
Особого внимания заслуживает линия Сони — персонажа, вызывающего искреннее сочувствие читателей. Хотя ее положение кажется незавидным, автор не показывает ситуацию с ее точки зрения. Возможно, в ее собственном восприятии жизнь не столь безрадостна — у нее есть крыша над головой, определенная доля счастья и надежда на лучшее будущее.
Интересна трансформация образа Наташи в эпилоге. Несмотря на некоторую критичность описания, она остается безусловно положительным персонажем. Замечания о том, что она «опустилась», можно рассматривать как своеобразное предупреждение автора.
Философские и семейные главы эпилога объединяет мысль о существовании неких высших сил и законов, управляющих как глобальными историческими процессами, так и частной жизнью людей. При этом попытки рационально постичь эти законы обречены на провал — можно лишь довериться интуиции и естественному течению жизни.
Само построение текста отражает эту идею — произведение развивается подобно живому организму, подчиняясь неким высшим закономерностям, которые невозможно полностью осознать и описать. Толстого глубоко волновал вопрос свободы воли, и в финале он приходит к радикальному выводу: свобода может быть либо абсолютной, либо отсутствовать вовсе.
Источник: www.kommersant.ru