
Новая постановка Греты Шушчевичуте «Задняя часть слона» триумфально вышла на сцену «Школы современной пьесы». Несмотря на все сложности подготовительного периода — карантинные ограничения и плотный график режиссера в других театрах столицы — спектакль получился невероятно актуальным. Художественный руководитель Иосиф Райхельгауз может гордиться — государственный театр в центре Москвы представил яркую и смелую сатиру на современные реалии.
Настоящий театр всегда идет в ногу со временем, отражая происходящее за стенами здания. Сегодня это уличные акции, произвол правоохранительных органов и чиновничий беспредел, напоминающий героев Салтыкова-Щедрина с их извечным «не то конституции, не то севрюжины с хреном». Именно об этом рассказывает спектакль по книге Андрея Райкина.
В центре сюжета — талантливый артист провинциального кукольного театра Матвей Запорожец (Юрий Чернов). Тридцать лет он воплощал образ задней части слона, а теперь планирует новую жизнь в Израиле. Однако судьба готовит неожиданный поворот — полковник Сидоров (Владимир Шульга) принуждает его сыграть роль hospitализированного губернатора-коррупционера Харюгина. Артисту предстоит провести переговоры с высокопоставленными друзьями губернатора — Погромовым, Чмориловым, Готовой — о судьбе похищенных средств.
Диалоги персонажей раскрывают типичные коррупционные схемы: бесконечный ремонт дорог, манипуляции с социальными картами пожилых людей, уничтожение исторических зданий под видом реставрации ради строительства элитных объектов с паркингами и саунами.
На сцене воссоздан макет исторического дома Волконского на Воздвиженке, построенного в XVIII веке и радикально перестроенного в 2013 году. Этот элемент напоминает о реальных протестах градозащитников и проигнорированном властями обращении деятелей культуры о сохранении памятника архитектуры.
Спектакль наполнен яркими современными аллюзиями: президентский портрет, развернутый к стене, массовые протесты за окном, видеопроекции с лозунгами. Режиссер мастерски вплетает в повествование отсылки к резонансным событиям — от дворцовых разоблачений до скандалов с награждением артистов.
Музыкальное оформление усиливает атмосферу — каждый персонаж исполняет сольную партию. Звучат знаковые композиции «Родина видит, родина знает», «С чего начинается Родина», обретающие новое звучание в современном контексте.
Художник Варвара Тимофеева создала выразительное сценическое пространство из развешанной одежды — от парадной до повседневной. Это метафора безликой толпы, среди которой процветает чиновничий произвол, и одновременно образ театрального закулисья. Особенно впечатляет появление «вежливого человека» в гротескном костюме с воротником-рафом, усиливающим абсурдность происходящего.
Финал спектакля отражает циничную реальность: силовики рапортуют об успехе, коррупционер получает престижную должность в антикоррупционном фонде, а протестующие остаются лишь фоновым шумом для власть имущих. Однако сама постановка дарит надежду на то, что театральное искусство продолжает честно говорить о наболевшем.
Источник: dni.ru