Фильм «Большая перемена», принесший актеру славу, сам Кононов называл несерьезным. Фото: Кадр из фильма
Москвич по рождению, Михаил появился на свет в семье поварихи Марии Владимировны. Она верила, что сыну предначертана удача — он родился в плодной оболочке, что считалось «счастливой рубашкой». Когда грянула война, женщина отвезла годовалого Мишу к сестре под Тулу, а сама вернулась в столицу. Вскоре услышала страшную новость: район, где остался сын, заняли немцы. Как только враги отступили, мать бросилась к ребенку.
«Твой Мишутка будто чувствовал опасность, — рассказывала сестра. — Стоило фашистам зайти в дом, он замолкал. Других детей, которые плакали, они хватали за ноги и бились о печь. А твой будто воду в рот набрал — не издал ни звука».
Но принесло ли это детское чудо счастье во взрослой жизни?
Конфликт с системой
Окончив школу, Кононов поступил в Щепкинское училище вместе с Виталием Соломиным и Олегом Далем. Талантливого студента заметил Иван Пырьев, пригласивший его в картину «Наш общий друг». Эпизодическая роль школьника Витьки закрепила за актером амплуа трогательного простака с комичными чертами. Затем последовали «Первый троллейбус» и главная роль в драме «До свидания, мальчики».
После выпуска Михаила приняли в Малый театр. Он выходил на сцену даже в выходные, играл по два спектакля в день, ездил с гастролями.
Кино стало его судьбой: слава пришла после «Начальника Чукотки», где он сыграл писаря Бычкова. Андрей Тарковский лично выбрал его на роль монаха Фомы в «Андрее Рублеве» без проб. Затем была главная роль в военной драме «На войне как на войне» и блестящий дуэт с Инной Чуриковой в фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет», получившем «Золотого леопарда» в Локарно.
Самой значимой работой Кононов считал образ Фомы у Тарковского. Фото: Кадр из фильма
С театром отношения не складывались. В запрещенном спектакле «Танцы на шоссе» Анатолия Эфроса он сыграл яркого героя, но цензура усмотрела в постановке «проблему поколений». «Мне было обидно терять роль, — вспоминал актер. — Я высказал парторгу всё, что думаю. Его самолюбие было задето, и я поплатился за свою прямоту».
Эта история отразила суть Кононова — он не боялся говорить правду в лицо, даже если это влекло трудности.
Как рождалась «Большая перемена»
В 1973 году актер стал народным любимцем благодаря комедии «Большая перемена». Изначально режиссер Алексей Коренев хотел экранизировать повесть «Иду к людям» — серьезное произведение о вечерней школе. Но министерство воспротивилось сатирическому названию «Приключения школьного учителя». Коренев объявил конкурс на новое имя для фильма, пообещав бутылку коньяка победителю. Оператор Анатолий Мукасей предложил вариант «Большая перемена» — именно он и вошел в историю.
На роль Нестора Петровича пробовались Евгений Стеблов, Андрей Мягков и даже муж Светланы Крючковой Михаил Стародуб. Но создателям нужен был особый типаж. В итоге выбор пал на Кононова — его обаяние и искренность покорили зрителей.
Творческий путь и принципы мастера
Изначально Михаил Кононов скептически отнесся к предложенной роли, назвав сценарий лишенным глубины и юмора. Однако обстоятельства взяли верх — из-за сокращения бюджета актер все же согласился на съемки. На площадке его принципиальность стала легендарной: по воспоминаниям коллег, он демонстративно держался обособленно, словно подчеркивая несовершенство материала. Ирония судьбы — именно эта картина подарила ему всенародную любовь! Позже Кононов с улыбкой вспоминал: «Пришлось выкладываться на все сто, оправдывая даже фантасмагоричные сцены. Считаю это профессиональным долгом».
Среди десятков образов, созданных актером, особое место занял Фома из «Андрея Рублева» Тарковского. Эта работа стала для него творческой вершиной, воплотившей всю глубину таланта.
Двухжелтковое яйцо как символ дружбы
В сложные 90-е Кононов оставался верен своим идеалам. Он отвергал сценарии, которые считал недостойными, говоря: «Мое поколение заслуживает уважения — не могу предать память ушедших коллег». Лишь единицы проектов получали его согласие, среди них — работы Кончаловского, Михалкова и Гофмана.
Жизнь за городом стала для актера источником вдохновения и сил. На вопрос Михалкова: «Как выживаешь?» — он с гордостью отвечал: «Садом-огородом!» А на юбилей режиссера преподнес необычный подарок — двухжелтковое яйцо от собственной курицы. Домашнее хозяйство, заботы о питомцах, продажа урожая — Кононов находил радость в простых вещах, сохраняя оптимизм даже в трудные времена.
Последний поклон: роль сквозь боль
Свой финальный образ — дворника Спиридона в сериале «В круге первом» — актер создавал, превозмогая болезнь. Коллеги восхищались его профессионализмом: «Каждое слово Кононова било в самое сердце», — делилась Инна Чурикова. К сожалению, эту работу остались недооцененной критиками, но зрители запомнили ее навсегда.
Любовь, преодолевшая испытания
С супругой Натальей Михаил познакомился в кругу друзей. Молодая спортсменка, радиоведущая и фотомодель покорила его сердце. Они поженились в день рождения актера, начав совместный путь, полный взаимной поддержки. Непростые отношения с матерью Кононова стали испытанием для пары, но их союз выстоял, доказав: настоящая любовь способна преодолеть любые преграды.
Уход Михаила Ивановича в 2007 году стал потерей для мира кино. В своих мемуарах он написал: «Прожил честно, следуя принципам Станиславского. Людям запомнились мои герои — значит, жизнь прошла не зря». Его наследие продолжает вдохновлять, напоминая о том, что талант и верность себе — вечны.
Яркой точкой в фильмографии Кононова остался и образ пирата Крыса в «Гостье из будущего» (1984). Фото: Кадр из фильма
Любовь, проверенная временем
Наталья Кононова, супруга актёра, была младше его на девять лет. Фото: Личный архив Натальи Кононовой
После тяжёлого испытания характер Михаила изменился: он стал более замкнутым, а проблемы со здоровьем привели к обострению язвы. Наталья, не раздумывая, оставила работу, чтобы сопровождать мужа на съёмках по всей стране. Она заботилась о его питании, готовила полезные блюда и с удивительной стойкостью поддерживала супруга, несмотря на сложности сельского быта.
Испытание верности
В 54 года в жизни актёра появилась юная Рита, которую он поначалу представлял как племянницу. Их творческий союз длился семь лет и едва не обернулся трагедией. В мемуарах Кононов позже писал: «Работа над спектаклем о судьбе талантливой девушки, связавшейся с криминалом, сблизила нас. Её искренность и боль нашли отклик в моём сердце. Мы вместе создавали сценарий, вплетая в него личные истории. Но когда Рита потребовала брака, я понял: наши пути должны разойтись».
Сила прощения
Через несколько лет после расставания конфликт с бывшей возлюбленной едва не стоил Михаилу жизни. Вернувшись в московскую квартиру, он столкнулся с жестоким нападением. Наталье Павловне пришлось через суд вернуть право на жильё и продать его, чтобы оплатить лечение супруга. Несмотря на боль, она простила ему прошлые ошибки, доказав, что истинная любовь способна преодолеть любые преграды.
Деревенское счастье
Сердце Михаила всегда тянулось к просторам деревни. «В детстве я познал радость жизни на земле, — вспоминал он. — Потому на пике славы уехал в глубинку, где мы с Наташей построили дом с русской печью». Даже во время съёмок у Михалкова актёр находил время, чтобы навестить супругу и любимого поросёнка. В 90-е они перебрались ближе к Москве, сохранив верность сельскому уюту.
История фамилии
«Наша фамилия — случайный подарок судьбы, — улыбался Кононов. — Дед славился любовью к лошадям, за что семью прозвали «Конычами». Отец получил документы с этой звучной фамилией, и она стала нашим семейным символом». Эта история как нельзя лучше отражает связь актёра с традициями и природой, которую он пронёс через всю жизнь.
Наследие сердца
Михаил Иванович ушёл из жизни в 67 лет, но светлая память о нём продолжает жить. Наталья Павловна, пережившая мужа на четыре года, стала примером беззаветной преданности. Их история — напоминание о том, что искренние чувства, трудности, преодолённые вместе, и вера в лучшее делают жизнь по-настоящему ценной.
В ТЕМУ
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Валерия и Иосиф Пригожин зажгли на съёмочной площадке!
Звездный дуэт Валерии и Иосифа Пригожиных подарил зрителям настоящий эмоциональный фейерверк! Артисты блестяще перевоплотились в ярких персонажей — активных соседей, чьи диалоги наполнены искромётной энергией и динамикой.
Невероятная химия и живой юмор в каждом кадре
Экран буквально заиграл новыми красками благодаря их талантливому взаимодействию. Актерская игра Пригожиных — это гармония остроумия, эмоциональной выразительности и лёгкой иронии, которая точно покорит сердца аудитории!
Источник: www.kp.ru