Документальный сериал «У края бездны» в онлайн-кинотеатрах

Четыре серии потрясающего документального сериала Максима Фадеева «У края бездны» ворвались в отечественные онлайн-кинотеатры, открывая зрителю беспощадную правду об апокалиптических сражениях за Мариуполь весной 2022 года глазами бойцов донецкого батальона «Сомали». Это одно из самых мощных и пронзительных свидетельств о войне, которые когда-либо появлялись в современном документальном кинематографе.
Поначалу картина может показаться очередным военным документальным фильмом. За три года СВО мы видели множество подобных работ. Вспомнить хотя бы нашумевшие на екатеринбургском фестивале «Россия» ленты-победители: «Я иду домой» Владислава Рыткова о спасении мирных жителей из подвалов Артемовска и «Штурмовики» Николая Цонку, рассказывающий о героях, эвакуирующих раненых с передовой.
Казалось бы, нам уже знакомы эти кадры: пулеметчик, ведущий огонь из разрушенного здания, тяжелые танки в непролазной грязи, пылающие многоэтажки, затягивающие серой пеленой некогда цветущие шахтерские города. Но работа Фадеева – это нечто совершенно иное, выходящее за рамки привычного восприятия военной хроники.
Сначала ошеломляет хронометраж – семь часов двенадцать минут кажутся непреодолимым испытанием. Однако именно эта продолжительность становится главным преимуществом картины, погружая зрителя в бездну военной реальности.
Фадеев (возможно, это псевдоним) фиксирует события на Донбассе с самого начала конфликта в 2014 году. Он скрупулезно отсчитывает дни: 2863-й день и далее. В кадрах 2017–2019 годов бойцы «Сомали» сетуют на затянувшиеся три года войны, не подозревая, что впереди их ждут еще более суровые испытания.
Эпическая длительность фильма резонирует с самой природой этой войны и особенно – с изнурительными боями за Мариуполь. Один из бойцов с позывным Философ точно определяет суть происходящего: «Война внеэмоциональна и меланхолична». Именно он раскрывает смысл названия – «У края бездны ненависти и жестокости». Это существование за пределами человеческой выносливости.
Изможденные бойцы уже не находят сил на эмоции: ни на утешение женщин, наблюдающих за гибелью своих домов, ни на удивление при виде сбежавшего льва из разрушенного зоопарка, ни на гнев из-за трагических ошибок «дружественного огня». Даже долгожданный прорыв к Азовскому морю встречают лишь усталой констатацией: «Ну вот и море».
В этой войне люди теряют имена, становясь позывными. Назар и Бабай, Воробей и Фриц, Лунтик и Джуманджи – их истории обрываются в страшном мартирологе каждой серии. Почти никого из них не осталось в живых. И только в финальных титрах, благодаря режиссеру, они возвращают свои настоящие имена – последний реверанс их человечности.
Семь часов двенадцать минут хронометража – ничтожно малый отрезок в масштабах этой нескончаемой войны, но достаточный, чтобы навсегда изменить представление о цене человеческой жизни и пределах человеческих возможностей.
Источник: www.kommersant.ru