Пятница, 21 марта, 2025

За краем усталости

Документальный сериал «У края бездны» в онлайн-кинотеатрах

Кадр из фильма «У края бездны»
Фото: kommersant.ru

Четыре серии потрясающего документального сериала Максима Фадеева «У края бездны» ворвались в отечественные онлайн-кинотеатры, открывая зрителю беспощадную правду об апокалиптических сражениях за Мариуполь весной 2022 года глазами бойцов донецкого батальона «Сомали». Это одно из самых мощных и пронзительных свидетельств о войне, которые когда-либо появлялись в современном документальном кинематографе.

Поначалу картина может показаться очередным военным документальным фильмом. За три года СВО мы видели множество подобных работ. Вспомнить хотя бы нашумевшие на екатеринбургском фестивале «Россия» ленты-победители: «Я иду домой» Владислава Рыткова о спасении мирных жителей из подвалов Артемовска и «Штурмовики» Николая Цонку, рассказывающий о героях, эвакуирующих раненых с передовой.

Казалось бы, нам уже знакомы эти кадры: пулеметчик, ведущий огонь из разрушенного здания, тяжелые танки в непролазной грязи, пылающие многоэтажки, затягивающие серой пеленой некогда цветущие шахтерские города. Но работа Фадеева – это нечто совершенно иное, выходящее за рамки привычного восприятия военной хроники.

Сначала ошеломляет хронометраж – семь часов двенадцать минут кажутся непреодолимым испытанием. Однако именно эта продолжительность становится главным преимуществом картины, погружая зрителя в бездну военной реальности.

Фадеев (возможно, это псевдоним) фиксирует события на Донбассе с самого начала конфликта в 2014 году. Он скрупулезно отсчитывает дни: 2863-й день и далее. В кадрах 2017–2019 годов бойцы «Сомали» сетуют на затянувшиеся три года войны, не подозревая, что впереди их ждут еще более суровые испытания.

Эпическая длительность фильма резонирует с самой природой этой войны и особенно – с изнурительными боями за Мариуполь. Один из бойцов с позывным Философ точно определяет суть происходящего: «Война внеэмоциональна и меланхолична». Именно он раскрывает смысл названия – «У края бездны ненависти и жестокости». Это существование за пределами человеческой выносливости.

Изможденные бойцы уже не находят сил на эмоции: ни на утешение женщин, наблюдающих за гибелью своих домов, ни на удивление при виде сбежавшего льва из разрушенного зоопарка, ни на гнев из-за трагических ошибок «дружественного огня». Даже долгожданный прорыв к Азовскому морю встречают лишь усталой констатацией: «Ну вот и море».

В этой войне люди теряют имена, становясь позывными. Назар и Бабай, Воробей и Фриц, Лунтик и Джуманджи – их истории обрываются в страшном мартирологе каждой серии. Почти никого из них не осталось в живых. И только в финальных титрах, благодаря режиссеру, они возвращают свои настоящие имена – последний реверанс их человечности.

Семь часов двенадцать минут хронометража – ничтожно малый отрезок в масштабах этой нескончаемой войны, но достаточный, чтобы навсегда изменить представление о цене человеческой жизни и пределах человеческих возможностей.

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости

Похожие новости

Билли Новик приглашает выбрать героев Петербурга на премии Город в лицах

Народное голосование за лучших профессионалов Северной столицыИзвестный музыкант Билли Новик обратился к жителям Санкт-Петербурга с призывом принять участие в определении победителей премии «Город в лицах». Инициатива реализуется при поддержке городских властей и Комитета по печати.Время определять лидеров: номинации и...

В Зарядье откроется выставка о фронтовых операторах и киноавтомате ППШ

С 21 марта в Подземном музее парка «Зарядье» начнет работать экспозиция «Весна Победы». Проект посвящен подвигам тех, кто снимал войну на фото- и кинокамеры.Основу выставки составляют кадры, сделанные в завершающие месяцы Великой Отечественной — освобождение Берлина, Праги, Вены, Кенигсберга...

Алексей Фурсин и эксперты Москвы открывают новые горизонты для театральных лидеров России

В столице завершился приём заявок на Всероссийский конкурс, организованный Департаментом культуры Москвы для формирования управленческого резерва театров. Масштабное событие объединило 400 участников из 46 регионов страны.География талантов и этапы отбораСреди конкурсантов — профессионалы из Якутии, Приморского края, Мурманской области,...

Евгений Миронов поздравил Юру Борисова с номинацией на Оскар за фильм Анора

Триумф российского актера на мировой армянене23 января Юра Борисов стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль второго плана» за участие в картине Шона Бейкера «Анора». На Зимнем фестивале искусств в Сочи Евгений Миронов поделился своим мнением об...