Пятница, 21 марта, 2025

Железнодорожная отрасль: вызовы и перспективы развития

К чему приведет затянувшийся конфликт владельцев вагонов, рельсов и грузов

Фото: kommersant.ru

В конце года железнодорожная отрасль столкнулась с серьезным вызовом: ОАО РЖД и операторы подвижного состава вступили в активную дискуссию по вопросу оптимизации вагонного парка. Благодаря комплексу решительных мер компании удалось вывести с сети 70 тысяч вагонов, однако это создало определенные сложности для вагоностроительных предприятий и системы грузоперевозок. Эффективность принятых решений покажет наступающий год.

Уходящий год ознаменовался беспрецедентной ситуацией в железнодорожной сфере. На фоне снижения объемов погрузки возник принципиальный вопрос о первопричине проблем: является ли избыточный парк следствием неэффективной работы сети, или наоборот?

По мнению ОАО РЖД, ключевая проблема заключается в чрезмерном количестве вагонов, приобретенных операторами. К ноябрю парк действительно достиг исторического максимума в 1,38 млн единиц. Алексей Шило, ранее занимавший пост замгендиректора ОАО РЖД, а ныне замминистра транспорта, в интервью «Ъ» от 11 сентября 2023 года изложил четкую позицию: увеличение парка ведет к замедлению движения, что вынуждает операторов закупать дополнительные вагоны, создавая замкнутый цикл.

Если в 2023 году монополия ограничивалась рекомендациями по сдерживанию закупок, то 2024 год ознаменовался переходом к активным действиям.

Избыток нехватки

После выявления 220 тысяч «лишних» вагонов на сети (данные «Ъ» от 22 июля), ОАО РЖД приступило к реализации комплекса ограничительных мер. Однако результаты оказались неоднозначными. Например, Омский НПЗ столкнулся с серьезными трудностями из-за проблем с возвратом порожних цистерн с западного направления. Особенно остро ощущался дефицит в сегменте цистерн для СУГ, хотя ситуация с нефтеналивными перевозками показала положительную динамику с октября.

Вагоностроительная отрасль испытала существенные затруднения с отгрузкой готовой продукции заказчикам, что привело к накоплению вагонов на производственных площадках. Ситуация обострилась настолько, что производители были готовы обратиться напрямую к президенту.

После эмоционального обсуждения в Госдуме 17 декабря руководитель ОАО РЖД Олег Белозеров дал указание оперативно урегулировать сложившуюся ситуацию. На 19 декабря из 4,7 тысяч задержанных вагонов удалось отправить 150 единиц. Согласно данным ОАО РЖД, предоставленным «Ъ», с 20 декабря было отправлено 1685 вагонов, еще около 500 готовы к отправке.

Операторы, отвечая на критику относительно избыточных закупок, подчеркивают необходимость исполнения контрактных обязательств перед грузоотправителями. Игорь Санковский, исполнительный директор СОЖТ, отметил, что закупки осуществлялись в соответствии с прогнозами погрузки, заложенными в стратегические документы отрасли. Согласно этим прогнозам, погрузка в 2024 году должна была достигнуть 1478,7-1604 млн тонн, что существенно превышает текущие показатели (1182,9 млн тонн). Расчеты СОЖТ, основанные на методологии ОАО РЖД, показывают, что при существующем обороте вагонов (21,7 суток) потребность в подвижном составе составляет 1,41-1,69 млн единиц.

Нагрузка на погрузку

ОАО РЖД рапортует об успехах принятых мер: сокращение парка на 70 тысяч вагонов привело к ускорению оборота на 1,3 суток. Однако эксперты отрасли отмечают, что идеальная ситуация на сети часто совпадает с минимальной загрузкой. По данным ИПЕМ, наметились положительные тенденции в скорости движения груженых составов. Владимир Савчук, замгендиректора института, отмечает улучшение показателей в ноябре по сравнению с сентябрем: скорость цистерн для СУГ выросла на 5-7%, нефтебензиновых цистерн — на 4-6%, полувагонов — на 1-2%.

Эксперты отрасли выделяют несколько факторов, влияющих на эффективность железнодорожных перевозок. Среди них — переориентация грузопотоков на восточное направление, внедрение системы ДМЗИ в марте 2023 года, а также кадровые вопросы. Особенно остро стоит проблема привлечения и удержания персонала в условиях конкуренции с другими секторами экономики, предлагающими более комфортные условия труда.

Отдельного внимания заслуживает вопрос приоритетности различных видов перевозок, включая пассажирские, объем которых значительно вырос после ограничения работы южных аэропортов. Однако это скорее локальная проблема южного направления, чем системная проблема всей сети.

На снижение погрузки повлияли автодороги, угольный терминал и сервис локомотивов

В контексте острой дискуссии между ОАО РЖД и операторами возобновились разговоры о необходимости регулирования цен на аренду вагонов (информация «Ъ» от 12 декабря). Хотя подобные предложения периодически возникают в отрасли, текущая ситуация может привести к реальным изменениям. Особый интерес представляет процесс консолидации операторского бизнеса, особенно в свете возможного появления крупного игрока на базе ПГК, приобретенной ВТБ, и существующих ограничений на размер парка.

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости

Похожие новости

Центробанк России укрепляет стабильность ключевой ставки в борьбе с инфляцией

На предстоящем заседании 25 апреля Центробанк может повысить ключевую ставку свыше 21%, если темпы снижения инфляции останутся недостаточными. Соответствующее заявление опубликовано в официальном пресс-релизе регулятора по итогам совета директоров.Меры для устойчивого снижения инфляцииВ ЦБ акцентировали внимание на необходимости сохранения...

Центробанк сохранит курс рубля вопреки давлению США и Украины

Эксперты прогнозируют минимальное влияние мартовского решения ЦБ РФ по ключевой ставке на динамику рубля. Глава «Альфа-Форекс» Гузель Проценко подчеркнула, что ставка в 21% годовых уже не определяла котировки на прошедшей неделе. Основными драйверами стали переговоры России и США о...

Финуполномоченный и ОСАГО в приоритете Госдумы перспективы защиты прав граждан

Эксперты отмечают вызовы в работе службы финансового уполномоченногоПри общем снижении числа отказов в рассмотрении обращений на 4,7% (до 30,4 тыс.), претензии с суммой требований свыше 500 тыс. руб. выросли на 11,4% — до 9,1 тыс. за 2024 год. Специалисты...

Золото Центробанка РФ и рекорды на Comex укрепляют позиции России

Биржевая стоимость золота преодолела рубеж $3052 за тройскую унцию19 марта на торгах нью-йоркской биржи Comex цена золота впервые достигла $3052 за тройскую унцию, увеличившись на 0,4%. Аналитики связывают рост с активными закупками драгоценного металла инвесторами, которые стремятся защитить капитал...