Понедельник, 23 июня, 2025

Финансовые результаты государственного бюджета

В 2024 году расходы опередили доходы на 3,5 трлн рублей

Фото: kommersant.ru

Министерство финансов представило предварительную оценку федерального бюджета за 2024 год, зафиксировав дефицит на уровне 1,7% ВВП. Несмотря на превышение первоначальных прогнозов, показатель полностью соответствует скорректированным осенним ожиданиям ведомства. Положительную динамику продемонстрировали как доходная часть, увеличившись на 26%, так и расходная, возросшая на 24% в сравнении с предыдущим годом. Стабильности нефтегазовых поступлений способствовали умеренная коррекция курса рубля и благоприятная конъюнктура нефтяного рынка, а ненефтегазовые доходы поддержал рост сборов НДС на фоне оживления экономической активности.

Финансовое ведомство обнародовало итоговые показатели исполнения федерального бюджета 2024 года. Доходная часть достигла 36,707 трлн руб., в то время как расходы составили 40,192 трлн руб. Разница между ними сформировала дефицит в размере 3,485 трлн руб., что эквивалентно 1,7% ВВП. Интересно отметить, что последний профицитный год наблюдался в 2021 году.

Примечательно, что фактические показатели превзошли первоначальные бюджетные проектировки: доходы превысили план на 5%, а расходы — на 10%. Такое превышение произошло даже с учетом того, что изначальный бюджет предусматривал существенное увеличение как доходной части на 20%, так и расходной на 13% относительно результатов 2023 года.

Увеличение расходов к концу года привело к тому, что итоговый дефицит превысил изначально запланированные 0,9% ВВП (позднее скорректированные до 1,1%). Покрытие дефицита в 3,5 трлн руб. осуществлялось из двух основных источников. Фонд национального благосостояния предоставил 1,3 трлн руб., что привело к сокращению его ликвидной части до 3,8 трлн руб. к началу 2025 года. Оставшаяся часть дефицита была профинансирована за счет внутренних заимствований через ОФЗ.

Сравнительный анализ с 2023 годом демонстрирует сбалансированный рост основных бюджетных показателей. Доходы увеличились на 26%, причем этот рост равномерно распределился между нефтегазовыми и ненефтегазовыми поступлениями. Расходная часть возросла на 24%.

Хотя Минфин ограничивает раскрытие информации о доходной части, известно о значительных поступлениях по ключевым налогам, формирующим 70% бюджетных доходов. Сборы НДС достигли 13,5 трлн руб., продемонстрировав рост на 16% благодаря восстановлению деловой активности. Поступления по НДПИ составили 12,2 трлн руб. с приростом 29%.

Совет федерации одобрил новый бюджет и подбросил Минфину идей на будущее

Успешное выполнение нефтегазовых доходов произошло несмотря на некоторое снижение объемов добычи и экспорта нефти в 2024 году. По данным Минэкономики, средняя цена Urals составила $67,85 за баррель при первоначальном плане $70,3 (скорректированном до $65). Стабильность доходов обеспечил средний курс рубля на уровне 92,44 руб./$ при плановом значении 90,1 руб./$.

В целях минимизации санкционных рисков Минфин с мая 2022 года не публикует детальную структуру расходов. Информация о распределении средств налогоплательщиков раскрывается только на этапе принятия бюджета. Согласно этим данным, военные ассигнования в 2024 году планировалось увеличить в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом, доведя их долю до 25% общих расходов, с перспективой роста до 32,5% в 2025 году.

Источник: www.kommersant.ru

Разные новости