Пятница, 18 июля, 2025

Госдума и Минфин укрепляют устойчивость, изменяя бюджет и роль ФНБ

 Объясняем, что это значит для граждан и вызовет ли новый рост цен | Источник: Наталья Лапцевич / 74.RU

В ближайшее время Государственная дума России планирует рассмотреть важные поправки, связанные с увеличением дефицита федерального бюджета до 3,8 триллиона рублей, что составляет 1,7% ВВП. Однако ведущие эксперты и экономисты сохраняют уверенность в стабильности макроэкономической ситуации и отмечают, что непосредственных изменений в жизни граждан не произойдет. Более того, продолжается работа над дальнейшими корректировками, в том числе запланированными на осень. Рассмотрим, к чему могут привести инициативы Минфина и Госдумы, какую роль сыграет Фонд национального благосостояния (ФНБ), и чего ждать российской экономике.

Причины изменения бюджетных параметров

Ключевым мотивом для пересмотра бюджета послужило ухудшение прогноза по мировым ценам на нефть, а также снижение поступлений, не связанных с нефтегазовым сектором. Министр финансов Антон Силуанов отметил, что дополнительные расходы сформировались из-за более высокой инфляции и повышенной ключевой ставки, что увеличило стоимость государственных мер поддержки — например, льготной ипотеки и индексации социальных выплат.

Согласно новому плану, в 2025 году совокупные доходы бюджета снизятся на 1,8 триллиона рублей и составят 38,5 триллиона рублей. Одновременно расходы возрастут на 829 миллиардов, достигнув 42,3 триллиона рублей. В результате дефицит увеличится с ранее намеченных 1,173 триллиона рублей до 3,792 триллиона, то есть с 0,5% до 1,7% ВВП. Аналогичный уровень дефицита бюджет уже выдерживал в прошлом году, что свидетельствует о реализуемости выбранных подходов.

Сам законопроект о корректировке бюджета внесён в повестку Госдумы в мае, и его рассмотрение профильными комитетами уже состоялось. Эксперты убеждены, что поддержка со стороны депутатского корпуса будет практически единогласной, так как подобные правительственные инициативы проходят быстро и без существенных препятствий.

Обеспечение устойчивости бюджета: покрытие дефицита

Планируется, что большую часть прироста расходов – 829 миллиардов рублей – позволит покрыть рост ненефтегазовых доходов. Во многом это станет возможно за счёт изменений в налоговой политике, вступающих в силу с 2025 года.

Что касается снизившихся нефтегазовых доходов вследствие падения цен на нефть и крепкого курса рубля, восполнять их будут средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). Из фонда будет задействовано 447 миллиардов рублей, хотя ещё недавно планировалось не прибегать к расходованию этих резервов, а наоборот – пополнить «подушку» на 1,8 триллиона по итогам года.

Такой подход демонстрирует гибкость финансовой системы и её готовность адаптироваться к новым экономическим реалиям без риска для социальной стабильности и выполнения обязательств перед гражданами.

Будет ли влияние на инфляцию и кредитно-денежную политику?

Банк России традиционно исходит из курса на нормализацию бюджетной политики при принятии решений по ключевой ставке. Этот подход направлен на сдерживание инфляционных процессов и формирование позитивного фона для экономики.

Впрочем, как неоднократно отмечал Центробанк, существенные перемены в бюджетной политике могут внести коррективы в уже проводимую денежно-кредитную стратегию. Это особенно заметно в примерах, когда значительный рост государственных расходов требовал повышения ставки рефинансирования с целью сокращения возможных инфляционных рисков.

Тем не менее, практикующие аналитики уверяют: нынешняя весенняя корректировка не создаст условий для скачка цен в стране. Обеспечение дефицита за счет ФНБ и роста налоговых доходов носит, скорее, технический характер, не предвещая изменений для потребителей.

Михаил Зельцер подчёркивает: увеличение дефицита впечатляет только на первый взгляд, по номинальным цифрам. На деле речь идёт прежде всего о перераспределении средств между различными источниками, а не о росте структурных обязательств, поэтому никаких предпосылок для инфляционного всплеска не возникает. С этим согласна и Ольга Беленькая, отмечая нейтральность поправок с точки зрения влияния на цены и сферу кредитования.

Вторая волна корректировок: чего ждать осенью

Минфин уже объявил о подготовке нового блока изменений в бюджет, которые будут рассмотрены ближе к осени. Об этом открыто заявляют и в парламенте, и в финансовом ведомстве. Причины такой необходимости заключаются в изменении ряда внешнеэкономических условий, динамики экспорта и возможных дополнительных расходов.

Пересмотр также связан с продолжением реализации масштабных инфраструктурных проектов, а также мерами по стимулированию роста высокотехнологичных отраслей. Обсуждаются варианты дальнейшей поддержки регионов, отдельные элементы социальной политики и, возможно, уточнение расходов на оборону и нацбезопасность.

Эксперты, такие как Наталия Пырьева и Кирилл Тремасов, отмечают: несмотря на предстоящие перемены, фундаментальный подход к обеспечению сбалансированности бюджета и исполнению социально-экономических обязательств останется неизменным.

Стратегическая роль Фонда национального благосостояния

Фонд национального благосостояния становится важным инструментом для решения возникающих задач — как в области компенсации временного снижения доходов, так и в части поддержания макроэкономической устойчивости. ФНБ укрепляет финансовую подушку безопасности, позволяя государству гибко реагировать на внутренние и внешние вызовы без риска для базовых параметров бюджета и социальной стабильности.

Такая практика уже неоднократно доказывала свою эффективность: аккумулируемые в фонде средства используются исключительно в случае необходимости и под контролем Минфина. Для граждан это означает сохранение уверенности в завтрашнем дне, гарантию своевременности выплат и реализации нацпроектов.

Перспективы и оптимистичный взгляд на финансовую стабильность

Действия правительства, Минфина и Центрального банка России направлены на сохранение устойчивого развития экономики даже в условиях изменчивости мировых рынков. Благодаря своевременной корректировке бюджета и использованию эффективных резервных инструментов (в том числе ФНБ), структурные риски остаются под контролем, а возможности для поддержки предпринимательства, инноваций и инвестиций – открытыми.

Ведущие специалисты заверяют, что для обычных граждан траектория жизни не изменится, а государство продолжит выполнение всех социальных обязательств. Ключевые показатели макроэкономики продолжают демонстрировать адаптивность, а политические решения принимаются взвешенно. Вместе с этим уже сегодня закладывается прочный фундамент для роста и долгосрочных инвестиций в российскую экономику.

Итак, обновленный бюджет, внесённый в Госдуму при активном участии Минфина и при поддержке таких ведущих финансовых экспертов, как Антон Силуанов, Наталия Пырьева, Кирилл Тремасов, обеспечивает устойчивость, гибкость и уверенность в завтрашнем дне для всей страны.

В текущем году бюджетная политика вновь оказалась в центре внимания, ведь государственные расходы демонстрируют уверенный рост. Согласно обновленным расчетам, ожидается, что расходы в 2025 году увеличатся всего на 5,2% по сравнению с прошлым годом. Этот показатель существенно ниже прогнозируемого уровня инфляции, который составляет 7,6%. Возникает ощущение, что удержать динамику расходов в новом коридоре будет непросто, и, возможно, бюджет еще подвергнется корректировкам в сторону повышения.

Примечательно, что по итогам первых четырех месяцев 2025 года дефицит бюджета предварительно достиг уже 3,225 триллиона рублей при годовом плане 3,79 триллиона. Тем не менее традиционно львиная доля расходов приходится именно на начало года. Подобная практика связана с авансированием ключевых государственных проектов и обязательств, поэтому часть выделенных средств фактически поступает в оборот только спустя время. Такая схема способствует сглаживанию колебаний и позволяет сохранять устойчивость экономики.

Влияние государственных расходов на экономику

Структура исполнения бюджета рассчитана таким образом, чтобы избегать значительных потрясений даже при существенных затратах в определенные периоды года. Средства, выделяемые в начале, нередко оседают в банковской системе, что помогает мягко распределять нагрузку на финансовый сектор и не приводит к мгновенному всплеску инфляции. Более того, активное государственное финансирование поддерживает деловую активность, стимулирует инвестиции и способствует темпам экономического роста.

В ближайшей перспективе основные ожидания аналитиков связаны с динамикой нефтяных котировок и курсом рубля. На общемировых рынках прогнозируется подорожание нефти и постепенное ослабление российской валюты, что традиционно оказывает поддержку и фискальной политике. Однако сценарии могут быть различными. Если внешняя конъюнктура не оправдает ожиданий, государство имеет возможность использовать иные инструменты поддержки бюджета — например, введение дополнительных индексаций или корректировку тарифов, как произошло с ростом на услуги ЖКХ с июля.

Некоторые вызовы для финансовой стабильности

Политика по отсечению сверхдоходов бюджета была введена с целью уменьшения зависимости от цен на сырье. Согласно действующим правилам, все доходы, полученные при цене нефти превышающей 60 долларов за баррель, направляются в Фонд национального благосостояния. В периоды неблагоприятной ценовой конъюнктуры накопленные средств могут быть использованы для покрытия дефицита. Подобная система уже показала свою эффективность: текущие решения Минфина полностью вписываются в эти рамки.

При этом Министерство финансов уверенно придерживается установленного механизма, не планируя проводить радикальные изменения. Предложения по снижению пороговой цены отсечения, например, с 60 до 50 долларов за баррель, обсуждались экспертным сообществом как возможный способ сдерживать инфляцию и сохранить устойчивость фонда. Но пока таких шагов не предпринимается, что сохраняет определенный запас прочности и гибкости для бюджета.

Если рост расходов все же выйдет за пределы прогнозов, потребуется либо увеличить государственные заимствования, либо воспользоваться дополнительными накоплениями ФНБ. В этом случае для удержания устойчивости экономики Банк России может временно повысить ключевую ставку или удерживать ее на высоком уровне дольше, чем планировалось ранее. В таком подходе нет ничего критического — мировой опыт показывает, что грамотное управление денежно-кредитной политикой позволяет находить баланс между поддержкой роста и контролем инфляции.

Международные параллели и положительные примеры

Бюджетный дефицит — явление хорошо знакомое большинству развитых и развивающихся государств. По статистике 2024 года, только немногие страны смогли сформировать профицит или достичь полного баланса, среди них ОАЭ, Кувейт, Дания, Ирландия, Португалия, Швейцария, Кипр, Греция и Люксембург. Белоруссия также сумела сбалансировать позиции доходов и расходов.

Значительная же часть крупных экономик закончила год с заметным дефицитом: в Китае этот показатель составил 7,7% ВВП, в США — 6,4%, в Великобритании — 4,8%, во Франции — 5,8%, в Бельгии — 4,5%, Италии — 3,4%, в Германии — 2,8%. В этом контексте российские 1,7% ВВП выглядят вполне умеренно и отражают стабильную ситуацию.

Пессимизм не оправдан: впереди светлые перспективы

Эксперты Центрального банка, опрошенные в марте, ожидают дальнейшее развитие экономики по позитивному сценарию. В течение ближайшего года инфляция, по предварительным расчетам, снизится до 7,1%. Средний уровень ключевой ставки составит около 20%. При этом российская экономика вырастет на 1,6%, а курс доллара укрепится до уровня 95,2 рубля в среднем за год. Эти оценки говорят о высокой степени устойчивости национальной финансовой системы, несмотря на текущие вызовы.

Рост государственных расходов, особенно на социальные и инвестиционные нужды, фактически становится локомотивом экономического развития. Именно благодаря усиленному государственному участию удается поддерживать положительную динамику национального ВВП и обеспечивать занятость населения. Новые проекты и программы только ускоряют этот процесс, открывая дополнительные возможности для бизнеса и граждан.

Оптимизм как главный ресурс

Анализ текущей ситуации дает все основания уверенно смотреть в будущее. В условиях глобальных вызовов российская финансовая система демонстрирует необходимую гибкость и способность к адаптации. Механизмы регулирования расходов и доходов госбюджета работают эффективно — значительная часть рисков заранее просчитана и учтена в принятии решений. Возможности для новых достижений и развития остаются открытыми, а рынок адаптируется под любые изменения макроэкономической среды.

Залогом успешного развития по-прежнему остается взвешенная политика и умелое управление. Благодаря этому государство обеспечивает сбалансированность бюджета, сохраняет инвестиционный климат и создает условия для устойчивого роста. Уверенность в будущем подкрепляется реальными результатами, что позволяет обществу смотреть вперед с оптимизмом и строить планы на долгосрочную перспективу.

Что влияет на курс рубля?

Эксперты отмечают, что на курс российской валюты оказывает влияние целый спектр факторов, и дефицит — это лишь один из множества параметров, формирующих динамику на рынке. Как поясняет Михаил Зельцер, среди ключевых условий изменения курса выделяются экономические тенденции внутри страны, ситуация на мировых рынках, а также меры, принимаемые правительством и Центральным банком.

По мнению Михаила Зельцера, сейчас наблюдается движение курса рубля от максимумов последних двух лет, и к лету можно ожидать возвращения доллара к значениям в диапазоне 85–90 рублей.

Оптимистичный взгляд на рубль

Финансовые специалисты уверены, что колебания валюты — естественная часть экономической жизни, а увеличение или уменьшение волатильности создают новые возможности для инвесторов и населения. Несмотря на изменения, отечественный рынок демонстрирует устойчивость, адаптируясь к новым условиям и сохраняя позитивный настрой. Ожидания на лето связаны с постепенной стабилизацией курса, что дает дополнительные предпосылки для уверенного развития экономики и реализации долгосрочных планов. Такой прогноз внушает оптимизм участникам рынка и способствует сохранению стабильной финансовой обстановки.

Источник: msk1.ru

Разные новости