Стратегическое решение

28 января Арбитражный суд Московской области принял к рассмотрению масштабное дело, касающееся 32 юридических и физических лиц, связанных с аэропортом Домодедово. Среди ответчиков фигурирует владелец компании Дмитрий Каменщик, чье состояние оценивается в $2,2 млрд, а также ключевые структуры аэропорта: «Домодедово эссет менеджмент», «Домодедово Коммершл Сервисиз», «Домодедово Карго», фонд «Атлант фаундейшн» и Валерий Коган, ранее возглавлявший наблюдательный совет.
История становления частного управления
Трансформация Домодедово в частные руки происходила на рубеже 1990-х и 2000-х годов. Изначально всем имущественным комплексом владело государственное «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации». В 1996 году компания «Ист Лайн» под руководством Дмитрия Каменщика инициировала строительство нового пассажирского терминала, инвестировав в проект собственные средства в обмен на долю в терминале. Было создано совместное предприятие «Домодедово-2», где государственная компания внесла имущество аэропорта, а «Ист Лайн» — 22 млн рублей.
Развитие и достижения
С 2005 года Домодедово демонстрировал впечатляющие результаты, став крупнейшим аэропортом России по пассажиропотоку. Современный терминал привлек множество крупных перевозчиков, включая «Трансаэро», «Сибирь» и British Airways. За 11 месяцев 2024 года аэропорт обслужил 18,65 млн пассажиров, уверенно удерживая позиции в тройке крупнейших аэропортов страны.
Финансовые показатели и перспективы
Текущая стоимость активов аэропортового комплекса оценивается в диапазоне 300-350 млрд рублей с учетом долговых обязательств. На конец 2023 года долгосрочные обязательства составили 73,9 млрд рублей, краткосрочные — 16,2 млрд рублей. Примечательно улучшение финансовых показателей: отношение чистого долга к EBITDA снизилось с 4,99 до 4,59 за год. В начале 2024 года группа успешно привлекла дополнительное финансирование в размере 1,5 млрд рублей.
В случае возможных изменений в структуре собственности, аэропорт может привлечь внимание крупнейших игроков отрасли, включая «Аэропорты регионов», «Новапорт», «Аэродинамику» и других значимых операторов воздушных гаваней Москвы и Санкт-Петербурга. Приобретение такого актива способно существенно усилить позиции любого участника рынка.
История Домодедово насчитывает несколько попыток приобретения актива различными инвесторами. Наиболее серьезные переговоры велись в 2013 году, когда весь комплекс оценивался в $4,8 млрд, однако сделка не состоялась. Среди потенциальных покупателей в разное время фигурировали группа «Ренова», инвестиционная компания А1, структуры Владимира Скоча и Виталия Ванцева.
Источник: rbc.ru