Как может измениться наказание за непропуск скорой и как его будут фиксировать

Размер штрафа за отказ уступить дорогу машине скорой помощи может достигать 30 тыс. рублей. Новый законопроект, предполагающий четырёхкратное повышение ответственности для водителей, в ближайшее время планируют рассмотреть в Госдуме. Сейчас за такое нарушение предусмотрен штраф до 7 тыс. рублей или лишение прав на срок от трёх месяцев до года. Однако депутаты уверены: эти меры недостаточно эффективны, поэтому предлагают увеличить сумму взыскания до 20–30 тыс. рублей. Также обсуждается продление максимального срока лишения водительского удостоверения до двух лет.
Инициатива с заботой о безопасности
Насколько актуальны подобные изменения? Как обеспечить контроль за соблюдением правил? Александр Холодов, член Общественной палаты, считает оптимальным решением использование современных технологий непосредственно в машинах скорой помощи: «Главная сложность — неоднозначность оценки ситуации. Согласно ПДД, водитель должен избегать манёвров, создающих помехи. Получается, что автомобиль, остановившийся перед спецтранспортом, формально не нарушает закон, но при этом затрудняет движение. Важно сделать акцент на гарантированном привлечении к ответственности, а не только на повышении штрафов».
Технологии на страже жизни
Один из эффективных вариантов — оснащение спецтранспорта системами фотовидеофиксации. Это можно реализовать двумя способами. Первый — автоматические нейросети, способные анализировать дорожную обстановку и выявлять нарушения в реальном времени. Второй — интерактивный формат, при котором водитель скорой активирует запись для последующей передачи данных в ГИБДД. Оба подхода открывают новые возможности для объективного контроля.
В фокусе — справедливость решений
Сейчас фиксация нарушений осуществляется сотрудниками ДПС или стационарными камерами. Лев Воропаев, автоюрист, обращает внимание на важность чётких формулировок в ПДД: «Необходимо законодательно закрепить определение понятия „предоставление преимущества“. Если штрафы будут выписываться автоматически, у водителей должна быть простая процедура обжалования. Сейчас автовладельцы часто получают несправедливые взыскания, например, при вынужденном выезде за стоп-линию для пропуска спецтранспорта. Такие случаи требуют особого подхода».
Обновление системы наказаний
Последнее повышение штрафов за непредоставление преимущества машинам со спецсигналами произошло в январе текущего года. Тогда же уменьшили максимальную скидку при быстрой оплате нарушений — теперь она составляет 25% при погашении штрафа в течение 30 дней. Новые инициативы направлены на создание прозрачной системы, где технологии помогают защищать права как участников дорожного движения, так и экстренных служб.
Источник: www.kommersant.ru