Воскресенье, 22 июня, 2025

Сергей Затон и крылатые спасатели — как Поликарпов и Калинин ковали Победу

Сергей Затон и крылатые спасатели - как Поликарпов и Калинин ковали Победу-0
Фото: oblgazeta.ru

В мультимедийном парке «Россия — Моя история. Свердловская область» откроется выставка «Спасти и вернуть», приуроченная к 80-летию Победы. Среди героев — не только пехотинцы и танкисты. Мы раскрываем малоизвестную страницу войны: подвиги пилотов санитарной авиации, чьи машины под обстрелом вырывали раненых из огненного ада фронта.

Истоки: когда небо стало дорогой жизни

Ещё до Великой Отечественной в СССР взлетели первые «летающие госпитали». Конструкторы Поликарпов и Калинин в конце 1920-х создали машины с каютами для носилок. Эти самолёты прошли боевое крещение в советско-финской войне, эвакуировав тысячи бойцов. Их главный бой был впереди.

Под прицелом: эвакуация на краю смерти

В 1941-м фронт ревел огнём, но санитарные самолёты прорывались сквозь завесу снарядов. В фюзеляжах — кабины для раненых, на крыльях — люльки с носилками. Пилоты садились на разбитые аэродромы, поля, лесные просеки. Каждый рейс — игра со смертью, каждый вылет — гонка за жизнями.

Ленинград – Курск – Берлин: маршруты бессмертия

Зимой 1942-го эти машины стали единственным спасением для ленинградцев. Позже они доставили тонны медикаментов к Курской дуге, когда земля плавилась от взрывов. В 1945-м, во время штурма Берлина, авиасанитары работали сутками, переправляя раненых через всю линию фронта.

Сергей Затон: двойной подвиг в огненном небе

Выпускник лётного училища начинал на истребителях, но судьба направила его в санитарный авиаполк. 842 вылета. 732 спасённых бойца. 730 литров крови для фронтовых хирургов. После 1943 года Затон вернулся в истребительную авиацию, сбив 11 вражеских самолётов. Дважды герой — в небе и на земле.

Цифры, за которыми — судьбы

В наградном листе Затона — сухие цифры: 1517 кг медицинских грузов, сотни переливаний, десятки тонн снаряжения. Но за ними — матери, дождавшиеся сыновей, и дети, увидевшие отцов. Такие, как он, и их «крылатые скорые» остались в тени парадных сводок. Но именно они превратили войну из битвы машин — в борьбу за людей.

Максим Сурков, историк-экскурсовод парка «Россия — Моя история. Свердловская область», подчёркивает: «Без этих самолётов и пилотов наш календарь Победы мог бы отсчитывать другие даты».

Источник: oblgazeta.ru

Разные новости