Пятница, 18 июля, 2025

Лада и Москвич в новом законе. Изменения на рынке такси по оценке Росстата

Накануне слушаний служба безопасности Кардашьян готовила ее появление в суде, словно приезд лидера государства на международный саммит
Фото: kp.ru

Недавние законодательные инициативы обещают заметные изменения на рынке пассажирских перевозок в России. Теперь большинство таксопарков будут вынуждены пополнить свои ряды исключительно отечественными автомобилями — преимущественно «Ладами», «Москвичами», а также некоторыми новыми моделями Evolute и XCITE. Согласно оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе существенных сложностей ожидать не стоит, однако в будущем спрос на машины может значительно превысить предложение.

Фото: Shutterstock.

Новый закон – шаг к полной локализации такси

Весеннее решение Государственной Думы моментально привлекло внимание общественности и бизнес-сообщества: в России в два этапа был принят закон о полной локализации автомобилей такси. Инициатор реформы — председатель комитета по транспорту Евгений Москвичев, который заявил, что теперь для работы на линии можно будет использовать лишь те машины, которые произведены на территории страны с применением отечественных компонентов. Таким образом, простая сборка иномарок на российских заводах массово уйдет в прошлое, а ставка будет сделана на глубокую локализацию.

Этот законодательный шаг имеет свои плюсы — от развития российской автопромышленности до дополнительной поддержки местных производителей и новых рабочих мест. Однако для перевозчиков и пассажиров он сулит и определенные трудности, связанные прежде всего с ограничением доступных моделей.

Какие авто останутся в парках: ключевые игроки

Исходная редакция закона сулила таксопаркам крайне ограниченный выбор — предполагалось, что разрешено будет использовать лишь базовые модели LADA: Granta, Vesta, Iskra и Aura. Однако после обсуждений список расширили. В него вошли машины производителей, которые с 2022 года запустили заводы на территории РФ по специальным инвестконтрактам. Теперь в перечне — к привычной «Ладе» добавились «Москвич-3» и «Москвич-6», современные электрокары Evolute i-PRO и i-JOY, а также кроссоверы XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8.

Интересно, что некоторые иномарки, такие как Haval Jolion, несмотря на российскую сборку в Туле, не прошли по критериям локализации — наполнение отечественными деталями у них недостаточно высоко для новых требований.

Временной коридор и переходный период

Принятый закон вступает в силу с 1 марта 2026 года. С этого дня приобретать и ставить на учет в таксопарках можно будет исключительно отечественные авто, удовлетворяющие критериям локализации. Тем не менее, установлен плавный переход: если автомобиль вписан в реестр такси до марта 2026 года, то работать на линии он сможет до полного износа или списания, независимо от страны производства.

Управляющим парками предоставлена возможность за эти два года обновить автопарк, приобретя иномарки, которые ещё можно зарегистрировать. По оценке специалистов, это позволит избежать резкого дефицита автомобилей сразу после старта реформы. Однако в долгосрочной перспективе, по мере старения незаменяемого автопарка, количество машин неизбежно сократится, а конкуренцию им составят только новые «Лады», «Москвичи» и сопутствующие модели.

Экономика нового российского такси

Сейчас, как отмечает Евгений Москвичев, в реестрах насчитывается свыше 1 046 000 такси. Число новых авто, ежегодно обновляемых для перевозок, держится на уровне 100–150 тысяч единиц. При этом важный нюанс: около двух третей рынка приходится не на крупные таксопарки, а на самозанятых водителей с личными автомобилями.

На выходе мы получаем довольно оптимистичную картину — за счет плавного перехода и времени, которое есть у таксопарков для адаптации, резких проблем в первые годы ожидать не стоит. Однако со временем, по прогнозам экспертов и статистике Росстата, дефицит машин под такси и ограниченный модельный ряд могут вызвать рост цен на поездки. Некоторые агрегаторы уже прогнозируют подорожание услуги на 25-50% в течение ближайшего года после вступления закона в силу.

Несмотря на эти изменения, большинство экспертов — в том числе Олег Амосов и Игорь Моржаретто — сходятся во мнении, что для российского автопрома грядёт новый виток развития. Внедрение новых моделей, расширение производства и более тесное взаимодействие с сервисами доставки открывают большие перспективы. Для пассажиров эти перемены означают более современные и экологичные машины, а в дальнейшем — высокий уровень комфорта и безопасности поездок по родным дорогам.

Как новые требования повлияют на стоимость поездок?

В краткосрочной перспективе пассажиры вряд ли столкнутся с моментальными изменениями на рынке такси. Однако через несколько лет ситуация начнет меняться: количество автомобилей, соответствующих новым стандартам, будет сокращаться, что приведет к недостатку машин в парках и, следовательно, станет причиной повышения цен. Уже сейчас крупные агрегаторы прогнозируют, что стоимость поездок может увеличиться на 25–27%, а в отдельных городах даже на 40–50% в течение года. Такой рост цен происходит на фоне того, что услуги такси дорожали в последние годы опережающими инфляцию темпами. Здесь свою роль играли и повышение утилизационного сбора, и общая тенденция подорожания автомобилей. Не исключено, что подобное положение дел вызовет активизацию теневого сектора, борьбе с которым уделялось много внимания в последнее время.

Кто получил отсрочку по введению изменений?

Законодатели подошли к вопросу гибко и учли особенности разных регионов. Так, для Калининградской области и районов Сибири новые правила начнут действовать только с 1 марта 2028 года. А в Дальневосточном федеральном округе их внедрение отложено до 1 марта 2030 года. Такое решение обусловлено тем, что на востоке страны подавляющее большинство автомобилей, задействованных в такси, произведены за рубежом — местами этот показатель превышает 99%. Скорее всего, многие пассажиры там привыкли к поездкам на подержанных японских гибридах, которые отличаются надежностью и экономичностью. Учесть региональную специфику оказалось важной частью грамотной реализации новых требований.

Какие цели преследуют изменения?

В обосновании к новому закону выделено несколько ключевых задач. Прежде всего, это поддержка отечественных автопроизводителей и создание стимулов для иностранных компаний локализовывать производство внутри страны. Простыми словами, власти стремятся к технологической независимости: если детали и основные агрегаты будут выпускаться на территории России, то транспортная отрасль окажется менее уязвимой к влиянию возможных внешних ограничений. Еще один аргумент — снижение эксплуатационных расходов для таксомоторных компаний и пассажиров, ведь автомобили российского производства, по мнению законодателей, обходятся дешевле. Таким образом, изменения не только укрепляют экономическую устойчивость, но и способствуют формированию более доступного рынка такси для жителей страны.

Аргументы за и против: взгляд экспертов

Среди сторонников нововведений немало представителей профессионального сообщества. Олег Амосов, председатель общественного движения «Форум Такси», поддерживает инициативу, но подчеркивает важность выпуска специальной модели такси на отечественных заводах. В других странах, особенно развитых, специалисты отмечают наличие специализированного транспорта для перевозки пассажиров — такие автомобили оснащены только самыми необходимыми функциями и имеют конструкции, адаптированные под нужды профессиональных водителей. По мнению Амосова, если в России появится собственный аналог подобного автомобиля, это может значительно повысить качество услуг и вывести отрасль на новый уровень.

Однако существует и обратная точка зрения. Автоэксперт Игорь Моржаретто выражает сомнения относительно скорости и эффективности проводимых изменений. Он обращает внимание на то, что для значительного обновления автопарка потребуется не только мощная поддержка производства, но и инфраструктурные решения, чтобы отечественные машины были действительно конкурентоспособны и удобны для работы в такси. В противном случае существует вероятность дефицита транспорта и роста цен, что может негативно сказаться на потребителях.

Несмотря на дискуссии, оптимистичный настрой сохраняется: новые правила создают условия для развития отечественного автопрома, появления собственных специализированных моделей и повышения качества перевозок. Многие участники рынка надеются, что эти перемены принесут больше плюсов, чем минусов, и позволят сделать услуги такси доступнее и современнее для всех жителей страны.

В настоящее время в России обсуждаются новые правила для таксопарков, связанные с использованием отечественных автомобилей. Отмечается, что столь строгих ограничений, как предлагается у нас, нет ни в одной стране мира, даже в тех, где производство автомобилей находится на высоком уровне, например, в Германии. Введение жёстких требований на данном этапе выглядит поспешным и не учитывает реальный объём отечественного рынка. Масштабы российского сегмента такси пока довольно скромные в сравнении с мировыми тенденциями, поэтому производителям сложно ориентироваться именно на наш рынок.

Опыт ведущих стран показывает: принудительное введение строгих ограничений не всегда приносит желаемый эффект. Наоборот, подобные меры редко становятся стимулом для расширения производства в стране и зачастую лишь создают дополнительные трудности для бизнеса. Вместо запретов стоит сделать акцент на поощрении и поддержке отечественных производителей с помощью доступных экономических инструментов. К примеру, это могут быть налоговые или иные льготы, которые помогут таксопаркам выбирать российские автомобили, делая этот выбор выгодным, а не вынужденным.

Чтобы отечественные производители смогли достичь необходимого уровня, потребуется не один год системной поддержки и развития. Важно, чтобы государственная политика строилась исходя из интересов как бизнес-сообщества, так и пассажиров – только в таком случае рынок такси сможет стать современным, конкурентоспособным и доступным для новых игроков. Более мягкие требования и разумное стимулирование позволят создать благоприятную атмосферу для инвестиционного роста и откроют новые перспективы для развития всей отрасли перевозок.

Как менялась стоимость услуг такси

В последние годы отрасль такси показывает уверенный рост, что отражается и на стоимости поездок. По данным Росстата, средняя цена одного километра постепенно увеличивается. Это связано с ростом расходов на обслуживание транспорта, топливо и внедрение новых технологий, обеспечивающих безопасность и комфорт пассажиров.

Вот как менялась стоимость поездки на такси по годам:

Год | Цена за 1 км пути (руб.)

2022 — 28,15

2023 — 31,5

2024 — 40,38

2025 — 45,03

Такая динамика цен вполне объяснима: повышение ставок служит дополнительным стимулом для внедрения инноваций, повышения качества обслуживания и обеспечения высокого уровня сервиса в такси по всей стране.

Благодаря государственной поддержке, повышению конкурентоспособности и внедрению современных решений отечественная индустрия такси получает реальные шансы на дальнейшее развитие. Лояльные меры по отношению к бизнесу позволят плавно перейти к новому этапу, создать дополнительные рабочие места и улучшить экономическую ситуацию в транспортном секторе. Несмотря на вызовы, ситуация вселяет оптимизм: грамотная политика и разумный подход помогут отрасли стать одной из самых динамично развивающихся в российской экономике.

Актуальные события и перспективы

Остаётся открытым вопрос участия самозанятых водителей в грядущих изменениях. Так, обсуждается возможность исключения самозанятых граждан из законопроекта по локализации автомобилей, чтобы не создавать для них лишних препятствий. Спикер Госдумы также подчеркнул, что такие водители не должны испытывать сложности из-за внедрения новых требований. Таким образом, будущее индустрии такси в России связано с поиском золотой середины между необходимостью поддержки локального производства и доступностью услуг для пассажиров и водителей.

Источник: www.kp.ru

Разные новости